ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Главное управление здравоохранения облисполкома, Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома подготовили материалы по профилактике суицидальных проявлений в подростковой среде
ОБЛАСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(октябрь 2019 г.)
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
На сегодняшний день суицид рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации или кризиса личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Причина суицидального поведения всегда не одна. Имеют значение условия проживания, обстановка в семье и социуме, ценности и традиции, религиозные установки.
В настоящее время в стране наблюдается устойчивая тенденция к снижению уровня суицидов среди населения, который по шкале Всемирной организации здравоохранения сейчас находится на среднем уровне – менее 20 на 100 тыс. населения.
Однако этот вопрос остается острым и не теряет своей актуальности, особенно в подростковой среде.
Очень часто подросткам кажется, что их проблемы никому не интересны, кроме них самих. Родители заняты работой или собой, друзей или нет, или не хочется посвящать их в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что можем. Такое несоответствие желаний и способностей или возможностей препятствует достижению целей, а это влечет за собой негативные эмоции, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации.
Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с проблемами, которые ему непонятны и незнакомы. Собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточно, что становится причиной разочарований.
Важную роль играет ощущение безнадежности, при котором трудно представить какие-либо способы решения жизненных проблем, утрачена мотивация, ожидания негативны. Могут иметь значение неразвитые способности к решению межличностных проблем, склонность к преувеличению значимости любой, даже самой мелкой проблемы, а также низкая самооценка, агрессивность и импульсивность.
Симптомами суицидального поведения являются ощущение себя в ловушке, чувство поражения, недостаток причастности и ощущение себя бременем.
Конфликты с родителями – ключевой фактор суицидов в детском возрасте, как и раздоры в семье.
Детям трудно отделить свои чувства и действия от родительских, поэтому при выражении негативных эмоций в семье они часто чувствуют вину, изоляцию и переживают саморазрушительные фантазии, особенно при сильной напряженности и нестабильности. Детям из таких семей трудно адаптироваться к семейным стрессам, и они могут реагировать импульсивно.
Существенное значение имеет раннее и хроническое неблагополучие: плохое обращение, потеря близких, переезды, издевательство, дисциплинарные кризисы и проблемы с законом. Особенно высокий риск связан с побегами из дома, бездомностью и лишением свободы. Физическое и особенно сексуальное насилие над ребенком, а также насилие в семье являются существенными факторами риска.
Если в детском возрасте решающее значение может иметь конфликт со старшими, то в подростковом – разрыв романтических отношений.
Поведенческие признаки суицидального риска:
- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
- употребление спиртного и/или наркотических средств;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду;
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям.
Как следует говорить с подростком о проблеме суицида:
- Начните разговор о том, что интересно подростку (если не знаете, что актуально для него в этот момент, начните с чего-то нейтрального: смешной истории, рассказа о фильме, сериале или книге).
- Доверительным тоном расскажите подростку историю о том, как Вы преодолели один из своих подростковых кризисов (конфликт с родителями, учителями, сверстниками, неудачную влюбленность, материальные проблемы).
- Приведите краткий пример того, как Ваш друг или знакомый в аналогичной ситуации говорил Вам о том, что ему было плохо, он не хотел жить, но вы помогли ему, «открыли глаза» на то, что жизнь прекрасна и впереди бесконечное число возможностей.
- Убедите подростка в том, что он может обращаться к Вам с любыми проблемами и это останется между вами.
Как не следует говорить с подростком о проблеме суицида:
- Не начинайте давать определения: «Суицид», «Парасуицид» и т.д.
- Не рассказывайте о подробностях известных Вам случаев суицидов.
- Не приводите примеров, каким способом и в каких местах совершаются суициды.
- Не угрожайте подростку («даже не думай о суициде, а то я сама тебя придушу»).
- Не проявляйте навязчивый интерес – не спрашивайте каждый день подростка о наличии у него суицидальных мыслей и не просите его ежедневно предъявлять руки к осмотру.
- В том случае если подросток присутствует при разговоре о самоубийстве, избегайте искать виновного в суициде («довел муж, начальник, девушка»), признавать самоубийство разумным поступком («отмучился», «а куда ему деваться было») или говорить о самоубийстве как о «сильном» поступке («не стал никого мучить», «решил проблему по мужски»).
Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они вам ни казались. Помните, что он крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.
Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.
Если собеседник делится с вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь
Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.
Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.
Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток – это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.
Если Вы находитесь в трудной жизненной ситуации, не видите выхода из нее, считаете что жизнь окончена, не знаете, куда обратиться за помощью – обращайтесь в круглосуточную службу экстренной психологической помощи:
- республиканская «детская телефонная линия»: 8-801-100-1611;
- служба экстренной психологической помощи учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»: 8-0232-31-51-61.
Только неравнодушное отношение к детям со стороны каждого взрослого, открытость родителей для взаимодействия с заинтересованными службами, поможет избежать беды.
Главное управление здравоохранения облисполкома
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома